Детские книги        13.12.2023   

Внеурочная деятельность в рамках реализации фгос. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе согласно требованиям фгос Направления по внеурочной деятельности в школе

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно - нравственное
  3. Общеинтел-лектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно - ценностное общение
  • Досугово - развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

  1. Словесно-логические.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

  1. Образно-художественные формы
  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

  1. Трудовые формы внеурочной деятельности
  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

  1. Игровые (досуговые) формы работы
  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

  1. Психологические формы
  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы

Школьник ценит общественную жизнь

Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор


Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников

  • ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников

  • Игровая
  • Познавательная (не на уроке)
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социально преобразующая добровольческая деятельность
  • Трудовая
  • Спортивно-оздоровительная
  • Туристско-краеведческая

Результаты и эффекты ВД

  • Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  • Воспитательный эффект ВД влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребенка.

  • Первый уровень результатов : приобретение школьниками социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты внеурочной деятельности

  • Третий уровень результатов : получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов ВД.
  • Первый достигается относительно простыми формами, второй – более сложными, третий – самыми сложными формами ВД.

Соответствие уровней результатов, форм и видов ВД

  • Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
  • Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.

См. таблицу 1

методического конструктора


Раздел 2. Формы организации ВД

  • По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.

См. с. 16 - 114


  • Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

  • Программы по достижению результатов определенного уровня – первого, первого и второго, второго и третьего, часто связаны с возрастом детей.
  • Программы по конкретным видам ВД – игровой, познавательной и др.
  • Возрастные образовательные программы
  • Индивидуальные образовательные программы.

  • ПВД могут быть разработаны школой самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
  • Программы должны быть рассчитаны на определенный возраст: для младших школьников, подростков и др.
  • Содержание программ отбирается педагогически целесообразным и соответствующим потребностям и запросам учащихся и родителей.

Общие правила разработки программ ВД

  • ПВД содержит: введение (цель программы, принципы, структура, объем часов, возрастная группа учащихся), перечень основных разделов с указанием часов на их освоение (тематический план), описание разделов и содержания занятий (конспекты), характеристика основных результатов.
  • В ПВД описывается содержание ВД, суть и направленность планируемых дел и мероприятий.

Общие правила разработки программ ВД

  • В ПВД указывается количество часов аудиторных занятий – не более 50% от общего числа часов – и внеаудиторных (активных) занятий.
  • ПВД могут реализовываться как в отдельном классе, так и в творческих объединениях школьников одной возрастной группы (образец программы для класса и образец программы для старших подростков)

Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников

  • Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
  • Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
  • Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.


Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников

  • Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД
  • Примерная должностная инструкция педагога-организатора
  • Примерная должностная инструкция классного руководителя
  • Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования
  • Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект)
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2010 г. № 30-51-433/16)

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/28-16)

Направления

внеурочной деятельности.

Подготовила

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п.Искателей»

Бурчик Татьяна Васильевна

СЛАЙД 1.

Направления внеурочной деятельности.

СЛАЙД 2.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

СЛАЙД 3.

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Ввиду того, что в настоящее время отсутствуют чёткие нормативы, какие часы необходимо заносить в данный план и как вести подсчёт всех часов, которые затрачивает учащийся на внеурочную деятельность, следует отметить, что внесение часов в данный план будет примерным, так как невозможно определить занятость учащегося внеурочной деятельностью с точностью до минут.

При необходимости и по усмотрению образовательного учреждения в данный план можно включить дополнительные графы, отражающие:

    Источники финансирования (бюджетное, внебюджетное);

    Учреждения (организации), обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности;

    Выполнение социального заказа субъектов образовательного процесса на внеурочную деятельность;

    Программы, на основе которых реализуется внеурочная деятельность.

Охарактеризуем более подробно основные направления внеурочной деятельности в начальной школе:

СЛАЙД 4.

Спортивно-оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО нового поколения. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

    Работа спортивных секций

    Организация экскурсий, походов, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований

    Проведение бесед по охране здоровья

    Утренняя зарядка, применение на уроках игровых моментов, физкультминутки на уроках, прогулки на свежем воздухе

    Участие в районных и городских спортивных соревнованиях

    Ведение спортивного часа «Будь здоров» (ГПД)

    Агитация учащихся в спортивные секции

СЛАЙД 5.

Духовно – нравственное направление, общекультурное направление

Духовно-нравственное и общекультурное направление включает широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений на примере художественно-эстетической деятельности.

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных и внеучебных предметов по искусству.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство - произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления - решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» - этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой , составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством . Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место.

Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр.

    Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области

    Кружки «Умелые ручки», «Уроки общения», «Светофория»

    Работа театральной студии «Чародейки»

    Вокальная студия «Домисольки»

    Занятия в ДДТ «Звёздочка», Школа искусств п. Искателей, ДК «Созвездие»

    Выставки, конкурсы детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся

    Игры нравственного содержания

    Встречи с ветеранами ВОВ, «Уроки мужества»

    Акции

    КТД «Никто не забыт, ничто не забыто»

СЛАЙД 6.

Общеинтеллектуальное направление

Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

    Предметные недели

    Конкурсы, викторины, экскурсии, олимпиады, конференции

    Библиотечные уроки

    Работа кружка «Проектная деятельность», «Познаю мир», «Весёлый английский»

СЛАЙД 7.

Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно – полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Особое внимание необходимо обратить на нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе.

Согласно п.14 ст. 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников. Закон «Об образовании» (с изменениями от 17.12.2009 г. №313 – ФЗ) «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой , запрещается». Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Следовательно, при создании образовательной программы ОУ необходимо учитывать требования ФГОС НОО нового поколения, где общественно – полезная деятельность включена в одно из направлений внеурочной деятельности. Это необходимо учитывать и при заключении трёхстороннего договора с родителями (законными представителями) обучающихся.

    Подготовка к праздникам, ролевые игры

    Проведение субботников

    Социально – значимые проекты

    Дежурство в классе

СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9.

Внеурочная деятельность по ФГОС: направления

Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.

Направления внеурочной деятельности

Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.

Выделяют такие направления внеурочной деятельности:

    общеинтеллектуальное,

    спортивно-оздоровительное,

    социальное,

    общекультурное,

    духовно-нравственное.

Целью работы в общеинтеллектуальном направлении является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов. Направление реализуется путем анализа различных сфер жизни, проведения библиотечных уроков, предметных недель, круглых столов, экскурсий, кружков, деловых игр и пр.

Спортивно-оздоровительное направление вводится для привития детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных ее проявлениях.

Социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления ученики также могут получить при необходимости психолого-педагогическую поддержку.

Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию различных форм взаимодействия с природой, организацию выставок детского рисунка, конкурсов, тематических классных часов.

Духовно-нравственное направление – это воспитание патриотических чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям. Реализуются такие мероприятия, как изучение национальной культуры, истории и природы, проведение экскурсий.

Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе

Каковы особенности направлений внеурочной работы в начальной школе? Рассмотрим этот вопрос по каждому из направлений.

Общеинтеллектуальное направление – организация мероприятий, которые способствуют умственному развитию школьников (конкурсы, олимпиады, викторины). Такие мероприятия могут проводиться как внутри школы, так и между школами. Можно организовать кружки «Счастливый английский», «Лукошко народной мудрости», «Занимательная грамматика» и пр.

В рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.

Социальное направление призвано формировать у школьников младшего возраста навыки социального взаимодействия. Это реализуется путем моделирования различных ситуаций межличностного взаимодействия, отношений в области политики, экономики, права и пр. Наиболее эффективной формой является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать практически любую ситуацию и выбирать наиболее эффективные решения проблемы.

К основным направлениям внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе относится и общекультурное. Оно предполагает проведение экскурсий, посещение музеев, театров, просмотр фильмов, организацию театральных кружков, проведение занятий по художественному чтению. Допустимо использование форм организации досуга, которые применяются в духовно-нравственном и общеинтеллектуальном направлениях.

Духовно-нравственное направление реализуется в таких формах, как беседы, дискуссии, семинары, классные часы, диспуты на религиозные, политические темы. Могут быть организованы экскурсии на природу с целью формирования бережного к ней отношения.

Формы реализации направлений внеурочной деятельности в основной школе

Направления внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе будут следующими:

    духовно-нравственное,

    физкультурно-спортивное и оздоровительное,

    социальное,

    общеинтеллектуальное,

    общекультурное.

Рассмотрим более подробно формы внеурочной работы в основной школе по направлениям:

    Общеинтеллектуальное включает библиотечные уроки, предметные недели, олимпиады, деловые и ролевые игры, экскурсии, конференции, конкурсы, олимпиады, разработку проектов по урокам.

    Спортивно-оздоровительное: походы, экскурсии, подвижные игры, «Веселые старты», «Дни здоровья», школьные, районные, республиканские спортивные соревнования, а также беседы по охране здоровья, использование физкультминуток и игровых моментов на уроках.

    Социальное: целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты, ролевые игры, беседы, творческие конкурсы и акции, практикумы, экскурсии, беседы, участие в различных мероприятиях, разработка проектов.

    Общекультурное: участие в конкурсах, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы.

    Духовно-нравственное: проведение дней театра и музея, выставок рисунков, поделок, организация экскурсий, тематических бесед, встреч, классных часов, участие в выставках детского творчества и конкурсах на уровне школы, города, области.

Технология социального проектирования как форма реализация социального направления «внеурочки»

Социализация учащихся выступает особым типом результатов образования, который предусматривает преобразование школьника в активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе собственных ценностей, разработке проектов общественного преобразования.

Социальное направление внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе – это посильное и добровольное участие детей в улучшении общественных отношений и складывающейся в социуме ситуации. Эта деятельность предусматривает личную инициативу, заинтересованность в поиске нестандартных решений, персональную ответственность, осознание риска выбора.

Одной из наиболее эффективных технологий, которые применяются в этом направлении, является технология социального проектирования, которая включает такие этапы:

    подготовка школьников к работе над проектом;

    выбор проблемы;

    подготовка информации;

    поиск собственного варианта решения проблемы;

    реализация продуманного плана участниками команды;

    подготовка к защите проекта;

    презентация;

    рефлексия.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.

План внеурочной деятельности - организационно-прогностический документ, который структурирует запланированную в этой сфере работу. Это организационный инструмент реализации ООП, в которую, согласно требованиям ФГОС, входит не только учебная, но и внеурочная деятельность, обеспечивая не только образовательные, но и индивидуально-личностные потребности учеников. План внеурочной деятельности по ФГОС регламентирует:

  • перечень и характер направлений работы;
  • принципы, порядок, формы и объем деятельности.

Документ разрабатывается и утверждается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Внеурочная деятельность по ФГОС: характеристика

Внеурочная деятельность по ФГОС является одним из средств реализации ООП. Это образовательный процесс, осуществляемый в формах, отличающихся от используемых в классно-урочной системе, но неизменно направленный на освоение школьниками программы.

Образовательные учреждения обязаны обеспечивать реализацию учебного плана и внеурочной деятельности по ФГОС , руководствуясь п.16 ФГОС НОО и п.13 ФГОС ООО, указывая это в соответствующих документах. В школе внеурочная деятельность содействует освоению ООП, помогает ученикам достигать метапредметных и личностных результатов, которые предполагают не столько освоение конкретных знаний, сколько получения навыков действия и принятия решений. Это обусловлено тем, что предметные результаты достигаются на уроках, а метапредметные - во внеурочной деятельности. Исходя из этого, внеурочка, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, опираясь на связь теоретических знаний с практикой, средства наглядности, доступность:

  • упрощает процесс адаптации детей в школе;
  • оптимизирует учебные нагрузки;
  • благоприятно сказывается на условиях для всестороннего развития школьников.

В ходе реализации внеурочной деятельности используется материально-техническое и научно-методическое обеспечение школы, внешние связи и информационные ресурсы.

Внеурочка не входит в учебный план, а потому не измеряется в часах аудиторной нагрузки и не учитывается при расчете предельно допустимой учебной нагрузки. Образовательная нагрузка реализуется через урочную и внеурочную работу, а потому ее величина должна быть согласована с с правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, однако ограничения на объем не относятся к внеурочке, реализуемой в рамках обязанностей педагогов допобразования, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, работа которых не отражена в учебном плане. Важно чередовать статические и двигательно-активные занятия учащихся, чтобы внеурочная деятельность соответствовала санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о принципах организации внеурочной деятельности в школе, составления и изменения прогностических документов помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Программа внеурочной деятельности, которая поможет выполнить с учениками итоговые проекты (образовательная деятельность)
- Как составить перспективный план внеурочной деятельности на уровень основного общего образования (образовательные программы)

План внеурочной деятельности по ФГОС НОО и ООО составляет заместитель директора по УВР, который действует по простому алгоритму. Изначально он определяет объем, формы организации структуру направлений внеурочки, которые могут и будут реализованы в школе. Содержание внеурочной деятельности опирается на ресурсные возможности образовательного учреждения и потребности учащихся. Выбрав модель внеурочной деятельности, школа определяет наполняемость групп и их количество. Согласно санитарным требованиям, наполняемость классов не должна превышать 25 человек, а при наличии дополнительных средств классы могут делиться на группы. В учреждениях допобразования, осуществляющих внеурочную деятельность, в группах должно быть не более 15 учащихся (исключение составляют оркестровые, танцевальные и хоровые коллективы). Ученики и их родители по своему усмотрению выбирают число курсов внеурочной деятельности (по каждому учащемуся классрук ведет учет, дважды в год подавая соответствующую информацию завучу).

Родители или законные представители детей выбирают дополнительные программы внеурочной деятельности в конце учебного года (преимущественно на родительских собраниях). Процедура выбора программ протоколируется, а принятое решение заверяется подписями родителей. При этом родители могут отказаться от реализации внеурочной деятельности через программы в формате аудиторных часов, но поскольку их должно быть не более 50 %, для этого учащегося внеурочка будет реализовываться через другие используемые в школе формы. Аналогичный алгоритм работает для учеников, которые профессионально занимаются в учреждения допобразования (в этом случае в отчетах указывают, что деятельность реализуется ресурсами родителей и школы). Родителям достаточно предоставить заявление о том, что их ребенок посещает учреждения спорта, культуры или допобразования с указанием недельной нагрузки. Любой школьник может быть освобожден от внеурочки «по состоянию здоровья».

Модели и направления внеурочной деятельности

Важно не путать понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование», несмотря на то, что оба они направлены на достижение метапредметных и личностных результатов. Именно поэтому благодаря внеурочной деятельности дети учатся принимать решения, действовать и чувствовать, участвуя в различных формах организации работы, отличных от привычной классно-урочной системы. Дополнительное образование, напротив, больше ориентировано на реализацию дополнительной образовательной программы, которая стимулирует творчество, познавательную активность детей. Связывают оба понятия учебные курсы по выбору, школьные научные общества, факультативы и прочее. Основополагающее отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования в том, какие образовательные результаты контролируются. Результаты учеников, которых они достигают на внеурочных занятиях, соответствуют ФГОС по уровням общего образования. Результаты обучающихся по дополнительным программам закон не устанавливает.

Прежде чем составить план внеурочной деятельности по направлениям согласно ФГОС , ответственный за эту работу определяет модели организации внеурочной деятельности среди существующих:

  1. «школа полного дня»;
  2. дополнительного образования с привлечением учреждений культуры и спорта;
  3. модель, оптимизирующая все школьные ресурсы;
  4. инновационно-образовательная;
  5. смешанная.

Практика показывает, что чаще всего завучи по УВР выбирают смешанную модель, объединяя оптимизационную и учреждения дополнительного образования. После выбора модели определяют направления и виды деятельности, помня о том, что все они направлены на достижение воспитательных результатов и освоение ООП.

Несмотря на то, что внеурочная деятельность может осуществляться в формате аудиторных занятий, их число не должно превышать 50 % от общего количества, тогда как большую часть должны составлять соревнования, экскурсии, школьные проекты, научные исследования, секционная и кружковая работа, диспуты, конференции, мастер-классы, круглые столы, олимпиады и прочее. Благо, разнообразие видов занятости позволяет выбирать наиболее интересную и актуальную для учащихся. Различают игровую, познавательную, спортивно-оздоровительную, трудовую, туристско-краеведческую, досугово-развлекательную деятельность, социальное и художественное творчество, которые находят отражение в плане занятий по внеурочной деятельности по ФГОС . Все они реализуются как в формате еженедельных занятий, так и в масштабных мероприятиях (соревнования, экспедиции, фестивали и конкурсы), которые проводятся во время вне учебных занятий. Учитываются не только пожелания родителей и потребности детей, но также опыт реализации внеурочной деятельности, рекомендации школьного психолога и возможности педколлектива.

В школах внеурочка, как правило, реализуется через:

  • формируемую школьниками часть учебного плана (практикумы, специальные курсы, дополнительные образовательные модули, школьные научные сообщества);
  • дополнительные образовательные программы, разработанные внутри образовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений культуры, спорта и допобразования;
  • работу групп продленного дня;
  • классное руководство и деятельность отдельных учителей-предметников, старшего вожатого, педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога;
  • инновационную деятельность по внедрению и апробации новых ОП.

Чтобы составить план внеурочной деятельности по ФГОС на 9 класс , 10 или 11 класс, используются два подхода:

  1. взять за основу дополнительную образовательную программу, соотнеся число часов для теории и практики с кадровыми ресурсами и потребностями детей;
  2. разработать рабочую программу на основе созданной, уточнив задачи, цели, содержание, методы, результаты и формы коллективной и индивидуальной работы.

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности - документ, систематизирующий формы работы с учащимися, которые не вписываются в классно-урочную систему передачи знаний. Его составляют на основе:

  • содержательного раздела ООП (коррекционной работы, программ формирования УУД) с учетом направлений развития личности учащихся;
  • положений примерных ООП, планов работ классруков;
  • программ духовно-нравственного развития, приобщения к ЗОЖ и экологической культуре в начальной школе, а также программ социализации и воспитания в основной и средней.

За отсутствие плана внеурочной деятельности на момент проверки директор получает предписание от контролирующих органов.

Составление плана внеурочной деятельности по ФГОС

Следует отметить, что работу над ООП на следующий год начинают за полгода до начала учебного года.

  1. В феврале рабочая группа оценивает результаты освоения ООП, полноту реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности, качество внеурочных занятий.
  2. В марте завуч по УВР конкретизирует план внеурочки, а вместе с ним и учебный план.
  3. В апреле методисты вносят коррективы в рабочие программы внеурочной деятельности.
  4. В августе директор приказом утверждает новую редакцию или новую ООП.

План разрабатывается на период реализации программы. Алгоритм планирования внеурочной деятельности выглядит следующим образом:

Первый этап . Завучу необходимо определить направления деятельности для развития личности учащихся. Их регулирует ФГОС начального, основного и среднего общего образования, выделяя социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное направления. Направления деятельности должны соответствовать формам.

Направление Формы Образовательные результаты учащихся по ФГОС
Спортивно-оздоровительное Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, организация походов, «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований, проведение выставок рисунков по охране здоровья, проведение летней оздоровительной кампании, проведение классных часов по культуре безопасности жизнедеятельности. Целостное представление о культуре здорового образа жизни. Опыт планирования и соблюдения режима дня. Первичные умения физической саморегуляции.
Социальное Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование, проведение субботников, экологических акций, разведение комнатных растений, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке (выращивание овощных и цветочно-декоративных культур), проведение совместных календарных праздников и других мероприятий и коллективных творческих дел. Опыт конструктивной коммуникации; первичные представления о правовом обществе. Опыт гражданской рефлексии в рамках социальных практик.
Общеинтеллектуальное Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры, игровые познавательные программы. Сформированные универсальные учебные действия. Опыт познавательной рефлексии, учебной самоорганизации. Развитые навыки самооценки.
Духовно-нравственное Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ и труда, беседы об участниках «горячих точек», проведение «Уроков мужества», оформление рассказов о прадедах, защищавших страну, проведение тематических классных часов, литературно-музыкальных композиций. Опыт морального выбора; освоение нравственных норм и ценностей.
Общекультурное Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся, организация выездных дней театра, проведение тематических классных часов по этикету, проведение театрализованных представлений на школьных праздниках, украшение, оформление классов, зала к различным мероприятиям. Опыт эмоционально-ценностного отношения к предметам искусства, достояниям мировой культуры.

Второй этап . Расчет ежегодной трудоемкости внеурочной деятельности. Поскольку ФГОС регламентирует только общую нагрузку для внеурочки, школьная администрация вправе распределять ее по годам самостоятельно, руководствуясь только требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и ресурсной базой учреждения. Так, в начальной школе предусмотрено 1350 часов/4 года = 337 часов в год, в средней - 1750 часов/ 5 лет = 350 часов в год, а план внеурочной деятельности на 10-11 класс по ФГОС - 700 часов/ 2 года = 350 часов в год.

При этом в разные годы объем внеурочной деятельности может отличаться: уменьшая количество часов в один за счет увеличения в другой год. Решением коллегиального органа в связи с особыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми условиями школы объем внеурочной деятельности можно уменьшать.

Третий этап . Составляется пакет курсов внеурочной деятельности и образовательных программ на основании направлений, форм и содержания внеурочки. Важно помнить, что содержание программ и курсов федеральные стандарты не регулируют, это относится к компетенции образовательного учреждения, однако внеурочная деятельность неизменно направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учеников.

Четвертый этап . Утверждение плана внеурочной деятельности по ФГОС НОО, ООО и СОО, учебных программ. Важно учесть, что план для каждого уровня образования составляется отдельно и не входит в структуру учебного плана. План внеурочной деятельности школы по ФГОС включен в ООП, а потому утверждается:

  • соответствующим приказом директора школы или грифом, который проставляется непосредственно на локальном акте «Об основной образовательной программе общего образования»;
  • подписью директора непосредственно на документе.

Изменения в документ вносят по решению коллегиального органа в том случае, если педагогический коллектив принял соответствующее решение, программа курсов была реализована не в полном объеме, если разовые мероприятия были опущены. Все правки в план внеурочки с учетом локальных актов ОУ вносятся параллельно с изменениями в ООП.

Перед утверждением ООП необходимо проверить, чтобы:

  • план внеурочной деятельности был включен в организационный раздел ООП, а не был оформлен отдельным документом;
  • компонент назывался «План внеурочной деятельности начального общего образования», а не «Ученый план внеурочной деятельности начального общего образования», что было бы грубой ошибкой;
  • в содержательном разделе были перечислены «Рабочие программы внеурочной деятельности».

Структура плана внеурочной деятельности

Не все педагоги знают, что план внеурочной деятельности для 1 класса по ФГОС мало чем отличается от прогностического документа для 10-11 классов. На законодательном уровне единая форма плана не установлена, потому составители вправе оформить документ по своему усмотрению. В ходе разработки план внеурочной деятельности, согласно Уставу, согласуют на педсовете (по результатам заседания на титульном листе программы, частью которой он является, ставится соответствующий гриф). Прогностический документ в составе ООП размещают на официальном сайте школы.

Как правило, он включает пояснительную записку, перспективный, недельный и годовой планы.

Пункт плана Описание
Пояснительная записка В этом разделе плана указывают общую информацию касательно целей и задач работы, выбранных форм деятельности, необходимых ресурсов и планируемых результатов. Параллельно могут указываться режим занятий и объем нагрузки.
Недельный план

План на неделю оформляется в виде таблицы, в которой указывают перечень и структуру направлений внеклассной деятельности. При этом составителю документа целесообразно учесть те формы деятельности, которые определяются образовательным учреждением, а также те, которые зависят от заказа потребителей образовательных услуг.

  • Основная часть составляется на основе анализа первичных данных с учетом локальных культурных традиций и региональных особенностей, календаря образовательных событий, разработанного Минобрнауки.
  • Формируемая часть составляется в соответствии с требованиями родителей и образовательными потребностями учащихся (доля формируемой части плана внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе не должна превышать 20 %, в основной - 30 и и в средней - 40.

Правильно распределить внеурочку непросто: но нужно сперва высчитать, какая доля формируемой части попала в учебный план, а после соотнести полученную цифру с общим объемом внеурочной деятельности, рассчитав формируемую часть.

В составлении недельного плана ключевое значение имеет нагрузка, регламентируемая нормами СанПиНа для каждого уровня общего образования (не более 10 академических часов).

Чтобы не перегружать учеников, согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, наибольшая нагрузка выпадает на вторник и среду, а потому в эти дни целесообразно уменьшить внеурочную деятельность. Чтобы оптимизировать нагрузку и распределить объем внеурочки, можно реализовать запланированные часы во время праздничных дней, выходных и каникул. Так, во время летних каникул внеурочную деятельность реализуют через летние школы или тематические лагерные смены. Однако если недельная нагрузка в течение года окажется неравномерной, потребуется несколько планов.

Годовой план Годовое планирование обобщает данные недельного и учитывает годовую нагрузку внеурочной деятельности. Последняя определяется посредством умножения числа рабочих недель на объем нагрузки. Даже если суммарный объем нагрузки текущего года может отличаться от предыдущего, важно, чтобы не был превышен максимальный объем. Для этого опытные руководители большее число часов отводят в плане внеурочной деятельности по ФГОС для 1, 5 и 10 классов , что позволяет оптимизировать объем внеурочки и эффективнее адаптировать детей к новым условиям обучения.
Перспективный план

Перспективный документ прогнозирует реализацию внеурочки и объем нагрузки на предполагаемый перспективный период. При составлении подобного плана внимательно сверяют показатели годового плана и допустимой максимальной нагрузки. Нагрузку на перспективный период регламентируют требования ФГОС (минимальные показатели школьная администрация устанавливает самостоятельно, суммируя годовые показатели:

  • в начальной школе за 4 года обучения допустимо до 1350 академических часов;
  • в основной за 5 лет - 1750;
  • в средней за 2 года - до 700 часов.

План внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС

  1. Подход к реализации внеурочки. Отныне внеурочка в контексте освоения ООП направляется на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов посредством расширения культурной, предметной и информационной среды. Соответственно, по новым правилам внеурочная деятельность должна осуществляется в разрезе комплексного подхода, а не по отдельным направлениям.
  2. Новый формат содержания. Изменения коснулись также оформления содержания деятельности, что ранее отражалось в прогностических документах, а по новым правилам - в рабочих программах внеурочной деятельности, которые являются обязательной частью содержательного раздела ООП. Рабочие программы формируются на базе примерных ООП и требований стандарта и содержат тематическое планирование, прогнозируемые результаты, содержание, виды и формы работы.
  3. Сетевая форма деятельности. Рекомендации Минобрнауки дают пояснения по поводу реализации сетевой формы внеурочки. Образовательные учреждения могут использовать ресурсы организаций физической культуры, науки, здравоохранения, культуры и допобразования, оформив с ними соответствующий договор. В отличие от реализации ООП, учреждения дополнительного образования можно использовать для проведения практикумов, семинаров, мастер-классов и встреч.
  4. Значение дополнительных занятий. Если долгое время дополнительные занятия были вне парадигмы внеурочной деятельности, то отныне те внешние и школьные допзанятия, которые совпадают с планируемыми результатами дополнительной образовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности, могут засчитываться как внеурочка.
  5. Оценивание результатов работы. Портфолио может использоваться в качестве дневника личных достижений детей для оценивания результатов внеурочной деятельности наряду с привычными психолого-педагогическими инструментами. Допускается использование как цифрового, так и портфолио, оформленного в традиционном бумажном варианте.
  6. Роль учебных проектов. Проектная деятельность теперь является одной из самых эффективных форм реализации программы (плана) внеурочной деятельности по ФГОС . Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности. Помогать школьникам в реализации проектов могут не только школьные педагоги, но и специалисты учреждений культуры и спорта, организаций допобразования.

Важные изменения в прогностическом документе

Раздел Что изменить Что оставить
Пояснительная записка

В пояснительной записке указывается название «Программа воспитания», а не «Программа воспитания и социализации». Она должна соответствовать программе формирования УУД (1-4 класс), развития УУД (5-11 классы) и программе воспитания (1-11 класс).

Перечень личностных результатов учащихся был расширен, потому в этом разделе нужно указать. Необходимо привести примеры обновленных личностных результатов, достижению которых будут способствовать педагоги. Обязательным элементом записки является список рабочих программ и курсов, благодаря которым ученики смогут достичь необходимых результатов.

Задачи воспитательной работы должны отражать актуальность не только для школьников, но и для образовательного учреждения (отдельно следует указать те из них, что соответствуют запросам потребителей образовательных услуг).

Мероприятия и курсы внеурочной деятельности учитывают духовно-нравственное, патриотическое и другие направления развития.
Планируемые образовательные результаты и направления внеурочной деятельности

Важно отразить изменения состава личностных результатов в рамках направлений внеурочки. В новых редакциях ФГОС указаны дополнительные списки метапредметных и личностных результатов.

Для начала необходимо отредактировать состав личностных образовательных результатов в целевом разделе основной образовательной программы (ООП). Перечень личностных результатов должен совпадать в плане внеурочной деятельности, в программе воспитания и в целевом разделе ООП. Минимальный состав планируемых результатов по новым требованиям выглядит следующим образом:

  • духовно-нравственное - сформированность УУД - ученик осознает и принимает морально-этические ценности, сравнивает с ними свои поступки и планирует в соответствии с ними свою дальнейшую жизнь;
  • физкультурно-оздоровительное - сформированность основ экологической культуры и ЗОЖ - школьник демонстрирует культуру здорового образа жизни в социуме и образовательной среде;
  • социальное - отношение к труду (учащиеся осваивают общественно-полезный и ручной труд, проявляя уважение к любому его проявлению), волонтерский и опыт участия в социальных проектах, наличие гражданской позиции (участие в школьном самоуправлении, владение общественно-политической терминологией, непринятие дискриминации, идеологии экстремизма), социально-культурный опыт (соблюдение правил языковой культуры, знакомство с мировым художественным наследием, развитие эстетического сознания);
  • общеинтеллектуальное - готовность выбрать профессию и продолжать образование - принятие собственных профессиональных склонностей, реализация проектов по выбранному профилю, опыт углубленного изучения профильных дисциплин;
  • общекультурное - готовность и способность к саморазвитию - принятие моральных норм, этнических традиций.
Перечень направлений внеурочной деятельности остается неизменным, но теперь он тесно связан с Программой воспитания.
Перспективный и годовой план

– российскую идентичность как основу гражданской активности;

– опыт освоения одного или нескольких видов труда;

Перспективный план внеурочной деятельности по ФГОС СОО составляют на 2 года, для ООО - на 5 лет, а для НОО - на 4. В зависимости от планируемых образовательных результатов составитель документа вправе решать, в какую программу включать мероприятия, в программу воспитания относят те, что развивают личностные результаты, а в программы формирования и развития УУД - те, что развивают метапредметные.

Направления внеурочной деятельности, объем ООП, недельная нагрузка остается неизменной, как и часть, которую формируют участники образовательного процесса.
Рабочие программы курсов Тематическое планирование внеурочной деятельности необходимо связать с Программой воспитания. Анкеты и справки по результатам опроса родителей подтверждают то, какие курсы и мероприятия включены по запросу партнеров, учеников и их родителей.

Структура рабочих программ:

  • содержание, формы и виды деятельности;
  • планируемые результаты;
  • тематическое планирование.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.